Данная статья открывает цикл работ, посвященных не особенностям какого-то отдельного языка программирования (например Паскаля), а общим ИДЕЯМ и МЕТОДАМ разработки алгоритмов. Тем не менее, опираться мы все равно будем на теория, числа, оптимальные алгоритмы, вычислительная, определение, который вы уже знаете. Первоначальный вариант любого алгоритма мы будем записывать на псевдокоде - языке, который занимает промежуточное положение между нашим обычным языком и языками программирования. Он не имеет каких-то жестких правил и требований, т.к. предназначен прежде всего для человека, а не компьютера. Это позволит нам избавиться от излишней детализации алгоритма на раннем этапе разработки и сразу выразить его основную идею. Превратить этот псевдокод в программу на Паскале задача совсем несложная - как это делать вы быстро поймете.
Основные идеи первого задания - ПЕРЕБОР, РЕКУРСИЯ, ПЕРЕБОР С ОТХОДОМ HАЗАД. Этими понятиями должен хорошо владеть каждый программист. Кроме того, переборные задачи составляют значительную долю всех школьных олимпиад по информатике.
Порождение и перебор комбинаторных объектов
Во многих прикладных задачах требуется найти оптимальное решение среди очень большого (но конечного!) числа вариантов. Иногда удается построить это решение сразу, но в большинстве случаев единственный способ его отыскать состоит в переборе ВСЕХ возможных вариантов и сравнении их между собой. Поэтому так важно для нас научиться строить алгоритмы ПЕРЕБОРА различных комбинаторных объектов - последовательностей, перестановок, подмножеств и т.д.
Схема перебора всегда будет одинакова:
во-первых, надо установить ПОРЯДОК на элементах, подлежащих перечислению (в частности, определить, какой из них будет первым, а какой последним);
во-вторых, научиться переходить от произвольного элемента к HЕПОСРЕДСТВЕHHО СЛЕДУЮЩЕМУ за ним (т.е. для заданного элемента x1 строить такой элемент x2, что x1
Hаиболее естественным способом упорядочения составных объектов является ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ порядок, принятый в любом словаре (сначала сравниваются первые буквы слов, потом вторые и т.д.) - именно его мы и будем чаще всего использовать. А вот процедуру получения следующего элемента придется каждый раз изобретать заново. Пока запишем схему перебора в таком виде:
X:=First; while X<>Last do Next(X);
где First - первый элемент; Last - последний элемент; Next - процедура получения следующего элемента.
Последовательности
Hапечатать все последовательности длины N из чисел 1,2,...,M.
First = (1,1,...,1) Last = (M,M,...,M)
Всего таких последовательностей будет M^N (докажите!). Чтобы понять. как должна действовать процедура Next, начнем с примеров. Пусть N=4,M=3. Тогда:
Next(1,1,1,1) -> (1,1,1,2) Next(1,1,1,3) -> (1,1,2,1) Next(3,1,3,3) -> (3,2,1,1)
Теперь можно написать общую процедуру Next:
procedure Next; begin {найти i: X[i] X[i]:=X[i]+1; X[i+1]:=...:=X[N]:=1 end;
Если такого i найти не удается, то следующей последовательности нет - мы добрались до последней (M,M,...,M). Заметим также, что если бы членами последовательности были числа не от 1 до M, а от 0 до M-1, то переход к следующей означал бы прибавление 1 в M-ичной системе счисления. Полная программа на Паскале выглядит так:
program Sequences; type Sequence=array [byte] of byte; var M,N,i:byte; X:Sequence; Yes:boolean; procedure Next(var X:Sequence;var Yes:boolean); var i:byte; begin i:=N; {поиск i} while (i>0)and(X[i]=M) do begin X[i]:=1;dec(i) end; if i>0 then begin inc(X[i]);Yes:=true end else Yes:=false end; begin write('M,N=');readln(M,N); for i:=1 to N do X[i]:=1; repeat for i:=1 to N do write(X[i]);writeln; Next(X,Yes) until not Yes end.
Перестановки
Hапечатать все перестановки чисел 1..N (то есть последовательности длины N, в которые каждое из чисел 1..N входит ровно по одному разу).
First = (1,2,...,N) Last = (N,N-1,...,1)
Всего таких перестановок будет N!=N*(N-1)*...*2*1 (докажите!). Для составления алгоритма Next зададимся вопросом: в каком случае i-ый член перестановки можно увеличить, не меняя предыдущих? Ответ: если он меньше какого-либо из следующих членов (членов с номерами больше i).
Мы должны найти наибольшее i, при котором это так, т.е. такое i, что X[i]...>X[N] (если такого i нет, то перестановка последняя). После этого X[i] нужно увеличить минимально возможным способом, т.е. найти среди X[i+1],...,X[N] наименьшее число, большее его. Поменяв X[i] с ним, остается расположить числа с номерами i+1,...,N так, чтобы перестановка была наименьшей, то есть в возрастающем порядке. Это облегчается тем, что они уже расположены в убывающем порядке:
procedure Next; begin {найти i: X[i]X[i+2]>...>X[N]}; {найти j: X[j]>X[i]>X[j+1]>...>X[N]}; {обменять X[i] и X[j]}; {X[i+1]>X[i+2]>...>X[N]}; {перевернуть X[i+1],X[i+2],...,X[N]}; end;
Теперь можно написать программу:
program Perestanovki; type Pere=array [byte] of byte; var N,i,j:byte; X:Pere; Yes:boolean; procedure Next(var X:Pere;var Yes:boolean); var i:byte; procedure Swap(var a,b:byte); {обмен переменных} var c:byte; begin c:=a;a:=b;b:=c end; begin i:=N-1; {поиск i} while (i>0)and(X[i]>X[i+1]) do dec(i); if i>0 then begin j:=i+1; {поиск j} while (jX[i]) do inc(j); Swap(X[i],X[j]); for j:=i+1 to (N+i) div 2 do Swap(X[j],X[N-j+i+1]); Yes:=true end else Yes:=false end; begin write('N=');readln(N); for i:=1 to N do X[i]:=i; repeat for i:=1 to N do write(X[i]);writeln; Next(X,Yes) until not Yes end.
Разбиения
Перечислить все разбиения целого положительного числа N на целые положительные слагаемые (разбиения, отличающиеся лишь порядком слагаемых, считаются за одно).
Пример: N=4, разбиения: 1+1+1+1, 2+1+1, 2+2, 3+1, 4.
First = (1,1,...,1) - N единиц Last = (N)
Чтобы разбиения не повторялись, договоримся перечислять слагаемые в невозрастающем порядке. Сказать, сколько их будет всего, не так-то просто (см.следующий пункт). Для составления алгоритма Next зададимся тем же вопросом: в каком случае i-ый член разбиения можно увеличить, не меняя предыдущих?
Во-первых, должно быть X[i-1]>X[i] или i=1. Во-вторых, i должно быть не последним элементом (увеличение i надо компенсировать уменьшением следующих). Если такого i нет, то данное разбиение последнее. Увеличив i, все следующие элементы надо взять минимально возможными, т.е. равными единице:
procedure Next; begin {найти i: (iX[i]) or (i=1) )} X[i]:=X[i]+1; { L:= i + X[i+1]+...+X[L] - 1 } X[i+1]:=...:=X[L]:=1 end;
Через L мы обозначили количество слагаемых в текущем разбиении (понятно, что 1<=L<=N). Программа будет выглядеть так:
program Razbieniya; type Razb=array [byte] of byte; var N,i,L:byte; X:Razb; procedure Next(var X:Razb;var L:byte); var i,j:byte; s:word; begin i:=L-1;s:=X[L]; {поиск i} while (i>1)and(X[i-1]<=X[i]) do begin s:=s+X[i];dec(i) end; inc(X[i]); L:=i+s-1; for j:=i+1 to L do X[j]:=1 end; begin write('N=');readln(N); L:=N; for i:=1 to L do X[i]:=1; for i:=1 to L do write(X[i]);writeln; repeat Next(X,L); for i:=1 to L do write(X[i]);writeln until L=1 end.
Подсчет количеств
Иногда можно найти количество объектов с тем или иным свойством, не перечисляя их. Классический пример: C(n,k) - число всех k-элементных подмножеств n-элементного множества - можно найти, заполняя таблицу значений функции С по формулам:
C(n,0) = C(n,n) = 1 (n>=1) C(n,k) = C(n-1,k-1) + C(n-1,k) (n>1, 0
или по формуле n!/(k!*(n-k)!) (первый способ эффективнее, если надо вычислить много значений С(n,k)).
Попробуем посчитать таким способом количество разбиений из пункта 1.3. Обозначим через R(N,k) (при N>=0, k>=0) число разбиений N на целые положительные слагаемые, не превосходящие k (при этом R(0,k) считаем равным 1 для всех k>=0). Очевидно, что число R(N,N) и будет искомым. Все разбиения N на слагаемые, не превосходящие k, разобьем на группы в зависимости от максимального слагаемого (обозначим его i).
Число R(N,k) равно сумме (по всем i от 1 до k) количеств разбиений со слагаемыми не больше k и максимальным слагаемым, равным i. А разбиения N на слагаемые не более k с первым слагаемым, равным i, по существу представляют собой разбиения n-i на слагаемые, не превосходящие i (при i<=k). Так что R(N,k) = R(N-1,1)+R(N-2,2)+...+R(N-k,k). Остальное вы сделаете сами в домашнем задании.
1 2
8 8 8
| |