Язык программирования JavaScript был разработан Бренданом Эйком (Brendan Eich) в Netscape Communications как язык сценариев для обозревателей Netscape Navigator, начиная с версии 2.0. В дальнейшем к развитию этого языка подключилась корпорация Microsoft, чьи обозреватели Internet Explorer поддерживают JavaScript, начиная с версии 3.0. Версия Microsoft получила название JScipt, поскольку JavaScript является зарегистрированной маркой фирмы Netscape. В 1996 г. ECMA приняла решение о стандартизации этого языка, и в июне 1997 г. была принята первая версия стандарта под названием ECMAScript (ECMA-262). В апреле 1998 г. этот стандарт был принят ISO в качестве международного под номером ISO/IEC 16262. Мы в последующем изложении основываемся на третьей версии стандарта ECMA (декабрь 1999 г.), но используем название JavaScript, а не ECMAScript по двум причинам: Это название является исторически первым, и под ним данный язык наиболее известен широкому кругу пользователей. Соответствующий тип MIME, а именно "text/javascript", распознается всеми обозревателями, которые поддерживают сценарии на данном языке, в отличие от JScript или ECMAScript.
JavaScript - это объектно-ориентированный язык программирования, предназначенный для написания сценариев, работающих как на стороне клиента, так и на стороне сервера. Поэтому он не является "полноценным" языком программирования, а ориентирован на использование возможностей той среды, в которой сценарии исполняются.
Веб-обозреватель, работающий на компьютере-клиенте, обеспечивает среду, в которой JavaScript имеет доступ к объектам, которые представляют собой окна, меню, диалоги, текстовые области, фреймы, куки и ввод-вывод в Веб-страницу. Кроме того, обозреватель позволяет присоединить сценарии на языке JavaScript к таким событиям, как загрузка и выгрузка страниц и графических образов, нажатие клавиш и движение мыши, выбор текста и пересылка форм. При этом программный код сценариев только реагирует на события и поэтому не нуждается в главной программе. Набор объектов, предоставляемых обозревателем, известен под названием Document Object Model (DOM). Способы включения сценариев, написанных на JavaScript, в HTML-документы подробно описаны в Главе 1.9.
Веб-сервер обеспечивает иную среду, в которой объектами являются запросы к базам данных, клиенты, файлы и механизмы блокировки и совместного использования данных. Совместное использование сценариев и на стороне клиента, и на стороне сервера позволяет распределить вычисления между ними и обеспечить желаемый пользовательский интерфейс для Веб-приложения. Здесь мы сосредоточимся на тех возможностях языка, которые используются сценариями клиента; сценарии сервера рассматриваются в Части VII.
Для изучения этой главы полезно иметь опыт работы с каким-либо объектно-ориентированным языком программирования, например, C++ или Java, поскольку основные понятия в JavaScript те же самые. Однако, даже при отсутствии программистского опыта чтение этой главы позволит Вам научиться писать собственные сценарии или, по меньшей мере, разбираться в сценариях, написанных другими авторами.
В этом разделе :
8 Обзор языка Обзор и основные понятия языка JavaScript. Терминология.
8 Основные понятия Вводные замечания JavaScript: структура программ, комментарии, зарезервированные слова и т.д.
8 Типы данных Описание основных типов данных, преобразование типов.
8 Выражения и операции Описание основных выражений и операций JavaScript.
8 Регулярные выражения Общее описание регулярных выражений, синтаксис, примеры использования.
8 Операторы и функции Информация о основных операторах. Описание функций и методов для их использования.
8 Использование объектов Основные понятия в использовании объектов.
8 Примитивные встроенные объекты Описание использования примитивных встроенных объектов: Object, Function, Boolean, Number
8 Строки: встроенный объект String Все про строки в JAvaScript: свойства и функции.
8 Массивы: встроенный объект Array Использование массивов в JavaScript.
8 Дата и время: встроенный объект Date Объект Date предназначен для манипуляций с датами и временами
8 Встроенные объекты Error, Math и RegExp В этой главе приведены описания встроенных объектов Error, Math и RegExp.
8 Дополнительные возможности JScript В этой главе приведены описания нестандартных возможностей языка Microsoft JScript, реализованных в обозревателе Internet Explorer.
8 Исполняющая система JScript В этой и следующей главах приведено описание исполняющей системы Microsoft JScript
8 Исполняющая система JScript (продолжение) В этой главе приведено описание исполняющей системы Microsoft JScript
| |