Определение организационных потребностей
Организационные потребности следуют непосредственно из проблем организации и целей, которые она стремится достичь. Проблемы и цели могут быть связаны с управлением, производством продукции, экономикой, персоналом или технологией. Вопросы, касающиеся определения целей, потребностей и ожидаемых результатов, приведены ниже. Определение потребностей должно выполняться в сочетании с обзором рынка CASE-средств, поскольку информация о технологиях, доступных на рынке в данный момент, может оказать влияние на потребности.
Цели организации
Цели организации играют главную роль в определении ее конкретных потребностей и ожидаемых результатов. Для их понимания необходимо ответить на следующие вопросы:
намерение организации использовать CASE-технологию для помощи в достижении определенных целей или ожиданий (например, определенного уровня CMM или сертификации в соответствии с ISO 9001);
восприятие CASE-технологии как фактора, способствующего достижению стратегических целей организации;
наличие у организации собственной программы совершенствования процесса разработки ПО;
восприятие инициативы внедрения CASE-технологии как части более широкомасштабного проекта по созданию среды разработки ПО. Потребности организации
Определение потребностей организации, связанных с использованием CASE-технологии, включает анализ целей и существующих возможностей. После того, как все потребности организации определены, каждой из них должен быть присвоен определенный приоритет, отражающий ее значимость для успешной деятельности организации. Если потребности, связанные с CASE-технологией, не обладают высшим приоритетом, имеет смысл отказаться от ее внедрения и сосредоточиться на потребностях с наивысшим приоритетом.
Целесообразно построить матрицу соответствия потребностей организации возможностям основных CASE-средств. Составление такой матрицы требует определенного уровня знаний рынка CASE-средств. В конечном счете каждая функция или возможность средства должна точно соответствовать некоторой потребности с определенным приоритетом.
Определению потребностей организации могут помочь ответы на следующие вопросы:
каким образом продуктивность и качество деятельности организации сравниваются с аналогичными показателями подобных организаций (к сожалению, многие организации не располагают данными для такого сравнения);
какие процессы ЖЦ ПО дают наилучшую (и, соответственно, наихудшую) отдачу; существуют ли конкретные процессы, которые могут быть усовершенствованы путем использования новых методов и средств.
Ожидаемые результаты
С внедрением CASE-средств обычно связывают большие ожидания. В ряде случаев эти ожидания оказываются нереалистичными и приводят к неудаче при внедрении.
Составление реалистичного перечня ожидаемых результатов является трудной задачей, поскольку он может зависеть от таких факторов, как тип внедряемых средств и характеристики внедряющей организации.
Ряд потенциально реалистичных и нереалистичных ожидаемых результатов, связанных с организацией в целом, пользователями, планированием, анализом, проектированием, разработкой и затратами, приведен ниже. Практически невозможно, чтобы в процессе одного внедрения CASE-средств были достигнуты все положительные результаты. Тем не менее, любая организация может выработать собственный подход к ожидаемым результатам, имея в виду, что данный перечень является всего лишь примером.
Реалистичные ожидания:
повышение внимания к планированию деятельности, связанной с информационной технологией;
поддержка реижиниринга бизнес-процессов;
долговременное повышение продуктивности и качества деятельности организации;
ускорение и повышение согласованности разработки приложений;
снижение доли ручного труда в процессе разработки и/или эксплуатации;
более точное соответствие приложений требованиям пользователей;
отсутствие необходимости большой переделки приложений для повышения их эффективности;
улучшение реакции службы эксплуатации на требования внесения изменений и усовершенствований;
повышение качества документирования;
улучшение коммуникации между пользователями и разработчиками;
последовательное и постоянное повышение качества проектирования;
более высокие возможности повторного использования разработок;
кратковременное возрастание затрат, связанное с деятельностью по внедрению CASE-средств;
последовательное снижение общих затрат;
улучшение прогнозируемости затрат.
Нереалистичные ожидания:
отсутствие воздействия на общую культуру и распределение ролей в организации;
понимание проектных спецификаций неподготовленными пользователями;
сокращение персонала, связанного с информационной технологией;
уменьшение степени участия в проектах высшего руководства и менеджеров, а также экспертов предметной области, уменьшение степени участия пользователей в процессе разработки приложений;
немедленное повышение продуктивности деятельности организации;
достижение абсолютной полноты и непротиворечивости спецификаций;
автоматическая генерация прикладных систем из проектных спецификаций;
немедленное снижение затрат, связанных с информационной технологией;
снижение затрат на обучение.
Реализм в оценке ожидаемых затрат имеет особенно важное значение, поскольку он позволяет правильно оценить отдачу от инвестиций. Затраты на внедрение CASE-средств обычно недооцениваются. Среди конкретных статей затрат на внедрение можно выделить следующие:
специалисты по планированию внедрения CASE-средств;
выбор и установка;
учет специфических требований персонала;
приобретение CASE-средств и обучение;
настройка;
подготовка документации, стандартов и процедур использования средств;
интеграция с другими средствами и существующими данными;
освоение средств разработчиками;
технические средства;
обновление версий.
Важно также осознавать, что улучшение деятельности организации, являющееся следствием использования CASE-технологии, может быть неочевидным в течение самого первого проекта, использующего новую технологию. Продуктивность и другие характеристики деятельности организации могут первоначально даже ухудшиться, поскольку на освоение новых средств и внесение необходимых изменений в процесс разработки требуется некоторое время. Таким образом, ожидаемые результаты должны рассматриваться с учетом вероятной отсрочки в улучшении проектных характеристик.
Каждая потребность должна иметь определенный приоритет, зависящий от того, насколько критической она является для достижения успеха в организации. В конечном счете, должно четко прослеживаться воздействие каждой функции или возможности приобретаемых средств на удовлетворение конкретных потребностей.
Результатом данного действия является формулировка потребностей с их приоритетами, которая используется на этапе оценки и выбора в качестве "пользовательских потребностей".
1 2 3
8 8 8
| |