Рассмотрим диофантово (только целые решения) уравнение: a+2b+3c+4d=30, где a, b, c и d - некоторые положительные целые. Применение ГА за очень короткое время находит искомое решение (a, b, c, d).
Конечно, Вы можете спросить: почему бы не использовать метод грубой силы: просто не подставить все возможные значения a, b, c, d (очевидно, 1 <= a,b,c,d <= 30) ?
Архитектура ГА-систем позволяет найти решение быстрее за счет более 'осмысленного' перебора. Мы не перебираем все подряд, но приближаемся от случайно выбранных решений к лучшим.
Для начала выберем 5 случайных решений: 1 =< a,b,c,d =< 30. Вообще говоря, мы можем использовать меньшее ограничение для b,c,d, но для упрощения пусть будет 30.
Таблица 1: 1-е поколение хромосом и их содержимоеХромосома | (a,b,c,d) | 1 | (1,28,15,3) | 2 | (14,9,2,4) | 3 | (13,5,7,3) | 4 | (23,8,16,19) | 5 | (9,13,5,2) |
Чтобы вычислить коэффициенты выживаемости (fitness), подставим каждое решение в выражение a+2b+3c+4d. Расстояние от полученного значения до 30 и будет нужным значением.
Таблица 2: Коэффициенты выживаемости первого поколения хромосом (набора решений)Хромосома | Коэффициент выживаемости | 1 | |114-30|=84 | 2 | |54-30|=24 | 3 | |56-30|=26 | 4 | |163-30|=133 | 5 | |58-30|=28 |
Так как меньшие значения ближе к 30, то они более желательны. В нашем случае большие численные значения коэффициентов выживаемости подходят, увы, меньше. Чтобы создать систему, где хромосомы с более подходящими значениями имеют большие шансы оказаться родителями, мы должны вычислить, с какой вероятностью (в %) может быть выбрана каждая. Одно решение заключается в том, чтобы взять сумму обратных значений коэффициентов, и исходя из этого вычислять проценты. (Заметим, что все решения были сгенерированы Генератором Случайных Чисел - ГСЧ)
Таблица 3: Вероятность оказаться родителемХромосома | Подходящесть | 1 | (1/84)/0.135266 = 8.80% | 2 | (1/24)/0.135266 = 30.8% | 3 | (1/26)/0.135266 = 28.4% | 4 | (1/133)/0.135266 = 5.56% | 5 | (1/28)/0.135266 = 26.4% |
Для выбора 5-и пар родителей (каждая из которых будет иметь 1 потомка, всего - 5 новых решений), представим, что у нас есть 10000-стонняя игральная кость, на 880 сторонах отмечена хромосома 1, на 3080 - хромосома 2, на 2640 сторонах - хромосома 3, на 556 - хромосома 4 и на 2640 сторонах отмечена хромосома 5. Чтобы выбрать первую пару кидаем кость два раза и выбираем выпавшие хромосомы. Таким же образом выбирая остальных, получаем:
Таблица 4: Симуляция выбора родителейХромосома отца | Хромосома матери | 3 | 1 | 5 | 2 | 3 | 5 | 2 | 5 | 5 | 3 |
Каждый потомок содержит информацию о генах и отца и от матери. Вообще говоря, это можно обеспечить различными способами, однако в нашем случае можно использовать т.н. "кроссовер" (cross-over). Пусть мать содержит следующий набор решений: a1,b1,c1,d1, а отец - a2,b2,c2,d2, тогда возможно 6 различных кросс-оверов (| = разделительная линия):
Таблица 5: Кросс-оверы между родителямиХромосома-отец | Хромосома-мать | Хромосома-потомок | a1 | b1,c1,d1 | a2 | b2,c2,d2 | a1,b2,c2,d2 or a2,b1,c1,d1 | a1,b1 | c1,d1 | a2,b2 | c2,d2 | a1,b1,c2,d2 or a2,b2,c1,d1 | a1,b1,c1 | d1 | a2,b2,c2 | d2 | a1,b1,c1,d2 or a2,b2,c2,d1 |
Есть достаточно много путей передачи информации потомку, и кросс-овер - только один из них. Расположение разделителя может быть абсолютно произвольным, как и то, отец или мать будут слева от черты.
А теперь попробуем проделать это с нашими потомками
Таблица 6: Симуляция кросс-оверов хромосом родителейХромосома-отец | Хромосома-мать | Хромосома-потомок | (13 | 5,7,3) | (1 | 28,15,3) | (13,28,15,3) | (9,13 | 5,2) | (14,9 | 2,4) | (9,13,2,4) | (13,5,7 | 3) | (9,13,5 | 2) | (13,5,7,2) | (14 | 9,2,4) | (9 | 13,5,2) | (14,13,5,2) | (13,5 | 7, 3) | (9,13 | 5, 2) | (13,5,5,2) |
Теперь мы можем вычислить коэффициенты выживаемости (fitness) потомков.
Таблица 7: Коэффициенты выживаемости потомков (fitness)Хромосома-потомок | Коэффициент выживаемости | (13,28,15,3) | |126-30|=96 | (9,13,2,4) | |57-30|=27 | (13,5,7,2) | |57-30|=22 | (14,13,5,2) | |63-30|=33 | (13,5,5,2) | |46-30|=16 |
Средняя приспособленность (fitness) потомков оказалась 38.8, в то время как у родителей этот коэффициент равнялся 59.4. Следующее поколение может мутировать. Например, мы можем заменить одно из значений какой-нибудь хромосомы на случайное целое от 1 до 30.
Продолжая таким образом, одна хромосома в конце концов достигнет коэффициента выживаемости 0, то есть станет решением.
Системы с большей популяцией (например, 50 вместо 5-и сходятся к желаемому уровню (0) более быстро и стабильно.
C++ код.
Класс на C++ требует 5 значений при инициализации: 4 коэффициента и результат. Для вышепривиденного примера это будет выглядеть так:
CDiophantine dp(1,2,3,4,30);
Затем, чтобы решить уравнение, вызовите функцию Solve() , которая возвратит аллель, содержащую решение. Вызовите GetGene(), чтобы получить ген с правильными значениями a, b, c, d. Стандартная процедура main.cpp, использующая этот класс, может быть такой:
#include "<iostream.h>" #include "diophantine.h"
void main() {
CDiophantine dp(1,2,3,4,30);
int ans; ans = dp.Solve(); if (ans == -1) { cout << "No solution found." << endl; } else { gene gn = dp.GetGene(ans);
cout << "The solution set to a+2b+3c+4d=30 is:\n"; cout << "a = " << gn.alleles[0] << "." << endl; cout << "b = " << gn.alleles[1] << "." << endl; cout << "c = " << gn.alleles[2] << "." << endl; cout << "d = " << gn.alleles[3] << "." << endl; } }
Подробный разбор этого класса и дальнейшие объяснения можно найти здесь.
8 8 8
| |