Множества Жюлиа
Будем рассматривать последовательности комплексных чисел {Zn}. Возьмем произвольное комплексное число c. Теперь для любого комплексного числа k рассмотрим последовательность {Zn(k)}:
Z0 = k, Zi+1= Zi2+c
Зададим себе вопрос: сходится ли Zn к нулю или стремится к бесконечности при n стремящемся к бесконечности? Пусть J - множество всех комплексных чисел {k}, таких что {Zn(k)}стремится к 0, при n стремящемся к бесконечности. Если теперь мы возьмем все такие kи отобразим их на комплексной плоскости, то получим множество Жюлиа. Меняя c, мы получим бесконечный набор фантастических само подобных образов - множеств Жюлиа.
Множество Мандельброта
Рассмотрим набор множеств Жюлиа и зададимся вопросом: связно ли данное конкретное множество Жюлиа? Пусть M - множество всех множеств Жюлиа, которые связны. Это множество и называется множеством Мандельброта.
Теперь возьмем любое множество Жюлиа J, и комплексное число c, которое его породило. Если J содержится в M, то изобразим точку черным на комплексной плоскости, в противном случае белым. Это и дает нам того 'своеобразного снеговика', которого вы уже наверное видели миллион раз. Его - то мы и будем генерировать.
К счастью, есть более легкий путь изображения множества Мандельброта, чем рисование каждого множества Жюлия и выяснения, связно ли оно. Наш метод будет очень близок к построению множеств Жюлиа. Опять рассмотрим итерационную последовательность для любого k, и выясним, сходится ли она к нулю.
Zi+1= Zi2+ c
Заметим, что c здесь уже не константа.Для любой точки комплексной плоскости мы c присваиваем значение k и выполняем итерации. Этот метод, как ни странно, дает нам то же изображение множества Мандельброта. Итак, алгоритм:
For each point kon the complex plane do: let x=0. repeat infinite times: x=x^2+k. end repeat if x goes to infinity, k is not in the set. Color is white. else k is in the set. Color is black.
Понятно, что бесконечных циклов быть не должно. Поэтому возьмем некоторое большое число I и проитерируем I раз. Чем большее I мы взяли, тем, понятнее, точнее ответ мы получим. Из практики, число 4000 дает довольно хороший результат. Да, но 4000 раз 'крутить' цикл для каждого пиксела изображения, это многовато. К счастью, мы можем воспользоваться результатами многолетней работы математиков в этой области. Оказывается, если в любой конкретный момент вычислений, для k расстояние от zi(k) начала координат больше 2, то мы можем принять, что данная {Zn(k)} уйдет в бесконечность (При сравнении: расстояние < 2, поэтому его квадрат меньше 4 и корень извлекать не нужно). Итак, теперь наш алгоритм выглядит так:
For each point k in the complex plane do: let x=0. repeat 4000 times let x=x^2+k if x^2 > 4 then Color it white Break. end repeat if we reached 4000 then Color it black.
Этот метод дает нам черно-белое изображение множества Мандельброта. Теперь надо подумать о том, как сделать его разноцветным.
Цветное изображение
Если точка принадлежит множеству Мандельброта, то с ней все ясно - рисуем ее черным. Но как быть с точками, не принадлежащими множеству? Общепринятый способ выбора цвета для них - это выбирать цвет в соответствии с тем, как быстро {Zn(k)} стремится к бесконечности (на какой итерации мы ее исключаем из рассмотрения). Например, точка, для которой расстояние до начала координат больше 2 уже на третьей итерации, должна быть почти белой, а та точка, которая 'продержалась' до 3995 итерации - почти черной. Перепишем алгоритм для изображения в градациях серого:
For each point k in the complex plane do: let x:=0. for i:=0 to 4000 let x=x^2+k if ( |x|^2 > 4) then Color point k color i Break; end if end for if (i=4000) Color point k black. end if
Конечно, просто рисовать точку цветом i мы не можем. Считая, что у нас есть только 256 градаций серого, а i меняется до 4000. Нам надо как-то отображать i на доступный нам диапазон цветов. Эту проблему мы оставляем вам. После того, как мы получили приличное изображение в градациях серого, очень легко чуть изменить алгоритм для получения цветного изображения. Например, в изображении в градациях серого, если точка вышла из области на n-ой, вы можете рисовать ее цветом (n, n, n). Можете попробовать и что-нибудь поинтереснее типа (n, 255 - n, 50 mod n * 3). Оставляем простор для вашей фантазии. И последнее: обычно, все множество Мандельброта расположено от -2 до 0.5 по действительной оси и от -1.25 до 1.25 по мнимой оси. Ваша программа не должна тестировать точки далеко за пределами этой области.
Вот один из возможных исходников подобной программы.
#include <stdio.h> #include <stdlib.h> #include <math.h> #include <dos.h> #include <conio.h>
#define COLOR 100 #define MAS 0.9
typedef struct complex Complex;
void Sqr(Complex *z) { Complex Fool=*z;
z->x=Fool.x*Fool.x-Fool.y*Fool.y; z->y=2*Fool.x*Fool.y; }
char GetColor(Complex zInit) { Complex z=zInit; int Color=COLOR;
while(z.x*z.x+z.y*z.y <= 4 && Color) { Sqr(&z);
z.x+=zInit.x; z.y+=zInit.y;
Color--; }
return Color; }
void DrawMandelSet(double xMin,double xMax,double yMin,double yMax) { double xInc,yInc; Complex zInit;
int y,x;
char far *Screen=(char far *)MK_FP(0xa000,0);
zInit.y=yMin;
xInc=(xMax-xMin)/320; yInc=(yMax-yMin)/200;
for(y=0;y<200;y++,zInit.y+=yInc) { zInit.x=xMin;
for(x=0;x<320;x++,zInit.x+=xInc,Screen++) *Screen=GetColor(zInit); } }
void main(void) { _AX=0x13;geninterrupt(0x10);
DrawMandelSet(-2*MAS,1*MAS,-1*MAS,1*MAS);
getch();
_AX=0x03;geninterrupt(0x10);}
8 8 8
| |