Типы данных CSS
Значения свойств CSS могут быть следующих типов. Целые и действительные числа
Некоторые свойства могут иметь целые (далее обозначаются как <целое>) или действительные (далее обозначаются как <число>) значения. Эти значения могут записываться только в десятичной нотации. Целое число состоит из одной или более десятичных цифр 0-9. Действительное число либо является целым, либо состоит из нуля или более десятичных цифр, за которыми следует точка (.) и одна или более десятичных цифр. И перед целыми, и перед действительными числами может стоять знак: плюс (+) или минус (-). Примеры:
Целые числа | Действительные числа |
---|
101 | 101 | -21 | 1.234567 | 1234567 | -.999 |
Размеры
Размеры (далее обозначаются как <размер>) указывают на вертикальный или горизонтальный размеры чего-либо. Размер задается как <число>, за которым следует единица измерения. Если размер равен 0, то единицу измерения можно не указывать.
Единицы измерения подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные единицы измерения задают точный физический размер, а относительные - указывают размер относительно другого размера. Их описания сведены в следующие таблицы:
Абсолютные единицы измеренияin | дюймы (1 дюйм = 2.54 см = 25.4 мм = 72 точки = 6 пик) | cm | сантиметры (1 см = 10 мм = 0.39 дюйма = 2.36 пики = 28.35 точки) | mm | миллиметры (1 мм = 0.1 см = 0.039 дюйма = 0.24 пики = 2.84 точки) | pt | точки (1 точка = 1/12 пики = 1/72 дюйма = 0.035 см = 0.35 мм) | pc | пики (1 пика = 12 точек = 1/6 дюйма = 0.423 см = 4.23 мм) |
Относительные единицы измеренияem | размер (font-size) соответствующего шрифта | ex | высота строчных букв (x-height) соответствующего шрифта | px | пиксели (размер зависит от устройства отображения) |
Абсолютные единицы измерения применимы только тогда, когда нам известны точные физические размеры устройства отображения (например, экрана дисплея или страницы принтера). Поэтому в большинстве случаев используются относительные единицы, назначение которых стоит пояснить подробнее.
Единицы em и ex основываются на размере шрифта того элемента, к которому относится данная декларация. При этом em задает размер шрифта, т. е. размер его наибольшей буквы (обычно это буква "M", отсюда аббревиатура em), а ex - высоту строчных букв шрифта (обычно это высота буквы "x", отсюда английское название x-height и аббревиатура ex). С другой стороны, единица px основана на размере пикселя устройства отображения (обычно это дисплей). Пиксель - это точка дисплея и ее размер зависит как от физических размеров экрана, так и от его разрешения: пиксель на экране с разрешением 640x480 будет больше, чем на экране с разрешением 1280x1024. Примеры задания размеров:
H1 { margin: 0.5em } H1 { text-indent: 1ex } H3 { font-size: 12px } H1 { margin: 0.5in } H2 { line-height: 3cm } H3 { word-spacing: 4mm } H4 { font-size: 12pt } H4 { font-size: 1pc }
Процентные значения
Процентные значения (далее обозначаются как <процент>) указывают на величину чего-либо в процентах от другой величины. Они задаются как <число>, за которым следует символ процента (%), например:
H1 { font-size: 120% }
Всюду, где CSS допускает использование процентных значений, в описании соответствующего свойства четко указывается, какая именно величина является основой для вычисления значения свойства в процентах.
URI
Этот тип значений (далее обозначаемый как ) задает ссылку на унифицированные идентификаторы ресурсов. URI задается в форме url(URI), например:
BODY { background: url(http://mysite.com/bg.gif) }
Текст внутри url() можно заключить в апострофы или кавычки - это ничего не изменит, например:
BODY { background: url("http://mysite.com/bg.gif") }
Цвета
Цветовые значения (далее обозначаются как <цвет>) могут задаваться либо шестнадцатеричным числом с префиксом "#" вида "#rrggbb", задающим RGB-код цвета, либо одним из 16-ти символических имен, приведенных в Таблице 1 CSS допускает использование краткой формы RGB-кодов вида "#rgb"; при этом краткая форма преобразуется в полную повторением цифр, а не добавлением нулей. Иными словами, код #FA1 соответствует полному коду #FFAA11. Кроме того, RGB-код цвета может быть задан конструкцией rgb(r,g,b), например, следующие декларации задают один и тот же красный цвет:
EM { color: red } /* название цвета */ EM { color: #f00 } /* #rgb */ EM { color: #ff0000 } /* #rrggbb */ EM { color: rgb(255,0,0) } /* целые в диапазоне 0 до 255 */ EM { color: rgb(100%,0%,0%) } /* действительные в диапазоне от 0.0% до 100.0% */
Примечание. Обозреватели Microscape дополнительно поддерживают имена цветов, перечисленные в Таблице 2, но мы рекомендуем использовать вместо них соответствующие шестнадцатеричные значения.
Помимо стандартных имен цветов CSS поддерживает названия системных цветов, предназначенных для использования в соответствии с графическим пользовательским интерфейсом операционных систем клиентов. Эти названия и их назначение приведены в следующей таблице (значения этих цветов, принятые по умолчанию в системе Windows, указаны в Таблице 3).
Системные цвета CSSactiveborder | Цвет рамки активного окна | inactivecaptiontext | Цвет текста заголовка неактивного окна | activecaption | Цвет фона заголовка активного окна | infobackground | Цвет фона подсказок (tooltips) | appworkspace | Цвет фона многооконной программы | infotext | Цвет текста подсказок (tooltips) | background | Цвет фона системной подложки (desktop) | menu | Цвет фона меню | buttonface | Цвет трехмерных кнопок | menutext | Цвет текста меню | buttonhighlight | Цвет выделенных трехмерных кнопок | scrollbar | Цвет фона полос прокрутки | buttonshadow | Цвет тени трехмерных кнопок | threeddarkshadow | Темная тень трехмерных элементов | buttontext | Цвет текста трехмерных кнопок | threedface | Цвет трехмерных элементов | captiontext | Цвет текста заголовков | threedhighlight | Цвет выделенных трехмерных элементов | graytext | Серый цвет (для запрещенных элементов) | threedlightshadow | Светлая тень трехмерных элементов | highlight | Цвет фона выделенных элементов | threedshadow | Тень трехмерных элементов | highlighttext | Цвет текста выделенных элементов | window | Цвет фона окон | inactiveborder | Цвет рамки неактивного окна | windowframe | Цвет фрейма окон | inactivecaption | Цвет фона заголовка неактивного окна | windowtext | Цвет текста в окнах |
Строки
Текстовые строки (далее обозначаются как <строка>) могут быть заключены либо в кавычки, либо в апострофы. При этом если строка заключена в кавычки, для включения в нее символа кавычки нужно использовать форму \" или \22. Аналогично, если строка заключена в апострофы, для включения в нее символа апострофа нужно использовать форму \" или \27. Для включения в строку символа новой строки используется форма \A (код перевода строки в Unicode). Примеры текстовых строк:
"это "строка"" "это \"строка\"" "это "строка"" "это \"строка\"" "это строка,\A состоящая из двух строк"
Счетчики
Счетчики (далее обозначаются как <счетчик>) обозначаются идентификаторами. Для извлечения значения счетчика используются обозначения counter(идентификатор) или counter(идентификатор, стиль). По умолчанию стиль равен decimal. Для доступа ко всем счетчикам с данным именем используются обозначения counters(идентификатор, строка) или counters(идентификатор,строка, стиль). Последняя функция возвращает значения всех счетчиков с данным именем, существующих в данный момент, разделенных текстом строка.
Доступ к значению счетчиков возможен только из свойства content. Подробности см. в этом пункте
Угловые величины
Угловые величины (далее обозначаются как <угол>) используются в звуковых таблицах стилей для задания пространственных характеристик звука. Угол задается как <число>, за которым следует угловая единица измерения. Если угол равен 0, то единицу измерения можно не указывать. CSS поддерживает следующие единицы измерения углов:
deg | градусы | grad | грады | rad | радианы |
Эти единицы соотносятся следующим образом: 90 градусов = 100 градов = 1.570796326794897 радиан. Примеры угловых величин:
H1 { azimuth: 45deg } P { azimuth: -10deg } H1 { elevation: 100grad } P { elevation: 3.14rad }
Времена
Времена (далее обозначаются как <время>) используются в звуковых таблицах стилей для задания временных характеристик звука. Время задается как <число>, за которым следует единица измерения времени. Если время равно 0, то единицу измерения можно не указывать. CSS поддерживает следующие единицы измерения времени:
ms | миллисекунды (1 мс = 0.001 с) | s | секунды (1с = 1000 мс) |
Времена не могут быть отрицательными. Примеры:
H1 { pause-before: 1s } P { pause: 20ms }
Частоты
Частоты (далее обозначаются как <частота>) используются в звуковых таблицах стилей для задания частотных характеристик звука. Частота задается как <число>, за которым следует единица измерения частоты. Если частота равна 0, то единицу измерения можно не указывать. CSS поддерживает следующие единицы измерения частот:
hz | герцы (1 Гц = 0.001 кГц) | khz | килогерцы (1 кГц = 1000 Гц) |
Частоты не могут быть отрицательными. Примеры:
H1 { pitch: 200hz } /* басовый звук */ P { pitch: 6khz } /* дрожащий звук */
1 2 3 4
8 8 8
| |