Связь и интернет Архив Программирование
   
Сделать стартовойСделать закладку            
   ПОИСК  
   
Главная / Perl / Краткий курс Perl в примерах /
8  Perl
8  PHP
8  JavaScript
8  HTML
8  DHTML
8  XML
8  CSS
8  C / C++
8  Pascal и Delphi
8  Турбо Ассемблер
8  MySQL
8  CASE-технологии
8  Алгоритмы
8  Python
8  Обратная связь
8  Гостевая книга
Новости о мире


Основы Perl - строки, числа, массивы, хэши - Программирование от RIN.RU
Основы Perl - строки, числа, массивы, хэши

Привет, %username%!


Итак, давайте напишем наш первый скрипт на Perl!

#!/usr/bin/perl
$name = shift();
print("Hello, $name!\n");


Запускаем скрипт:
$ chmod u+x 1.pl
$ ./1.pl Username
Hello, Username!

Прим.: или perl 1.pl Username в коммандной строке Windows


Тут все очень просто:
1. Имена скалярных переменных (то есть не массивов и не хэшей, что это такое - см ниже) начинаются со знака доллара
2. Функция shift возвращает очередной аргумент скрипта. Другими словами первый вызов shift() возвращает первый аргумент, второй вызов - второй аргумент и так далее

Прим.: строго говоря, shift() забирает из последовательности первый элемент, а без аргументов используется системный массив @_, где храняться агрументы вызова функции


3. Функция print() выводит строку, переданную в качестве аргумента
4. В строку можно подставлять значения переменных (см строку 4). Подробнее о строках - см далее
Если пока не очень понятно - ничего страшного. Возможно, немного теории внесет чуть больше ясности.


Типы переменных


В Perl существует три основных типа переменных: скаляры (числа и строки),массивы - подобно тем, что используются в Pascal или C (иногда массивы еще называют векторами), и хэши (ассоциативные массивы). Скаляры мы уже использовали в предыдущем примере. Вот еще несколько примеров задания скаляров.

#!/usr/bin/perl
$a = 123;
$b = -7.496;
$c = 0xABC; # равно 2748, да, это комментарий :)
$d = ($a + $b) / $c;
$d *= $a; # тоже самое, что $d = $d * $a;


$str1 = "hello";
$str2 = "$str1, world"; # в $str2 записано 'hello, world'
$str3 = $a."\n".$str2;
$str4 = '$str1'; # в $str4 записано '$str1', а не 'hello'


Тут мы задаем положительные и отрицательные, целые и дробные числа, задаем число в шестнадцатеричной кодировке, складываем, умножаем и делим - все как в си или java. Кроме перечисленных операций perl также поддерживает операцию возведения в степень:

$a = 2 ** 8; # результат: 256


Со строками все примерно так же, как в каком-нибудь PHP. Точка означает операцию конкатенации (то есть 'склеивания' строк), если в строке содержатся имена переменных, на их место подставляются значения, с помощью обратного слэша можно вставлять символы новой строки (\n), табуляции (\t), кавычки (\"), сам обратный слэш (\\) знак доллара безо всякой подстановки переменных (\$) и многое другое. Если строка в одинарных кавычках, символы в ней трактуются 'как есть', без подстановки переменных и тд.


Как и PHP, Perl интерпретирует скаляры, как числа или как строки в зависимости от контекста. Все просто:

$int1 = "11" + 22;
# ^ числовой контекст, строка "11" преобразуется в число,
# после чего выполняется сложение, результат: 33.
$str1 = "11" . 22;
# ^ строковый контекст, число 22 преобразуется в строку,
# после чего выполняется конкатенация, результат: "1122".


Правила преобразования из строки в число и наоборот тут те же, что и в PHP:

$str1 = 0 . "abc";
# ^ результат - "abc", число ноль преобразуется в пустую строку
$int1 = "aaa" + 1;
# ^ результат - 1, в строке "aaa" нет цифр
$int2 = "12aaa" + 1;
# ^ результат - 13, учитываются только первые цифры строки


Кстати, для объявления длинных строк существуют специальные операторы - q и qq:

# аналогично одинарным кавычкам
$text = q {
Do you have $15 ?
};
# аналогично двойным кавычкам
$message = qq {
Hello, $username!
How are you?
};


Работа с массивами происходит следующим образом:

#!/usr/bin/perl
$scalar = "bebebebe";
($a, $b) = (1, 2); # тоже самое, что $a = 1; $b = 2;
@arr = ("aaa", 123, $scalar, $a+$b);
print $arr[1]."\n";
push @arr, $a;
print pop(@arr)."\n";


Здесь мы создаем массив @arr, состоящий из 4-х элементов (строка 5). Затем выводим второй элемент (строка 6). Нумерация элементов начинается с нуля, поэтому для вывода второго по счету элемента используется индекс 1. Затем кладем в конец массива значение переменной $a (функция push, строка 7), и тут же извлекаем и выводим его (функция pop, строка 8).
Обратите внимание, имена массивов начинаются с 'собаки', а не доллара (запомнить не сложно - соответствующие символы похожи на первые буквы английских названий типов: $ - scalar, @ - array). При обращении ко второму элементу массива (строка 6) использовался знак доллара, потому что элемент массива является скаляром. По началу это вызывает много путаницы, но вообще все логично.
Еще в этом скрипте мы вызываем функции print и push без скобок. В perl при вызове функции, везде, где это не вызывает неопределенности, скобки можно опустить.
Для объявления массива, элементами которого являются строки без пробелов, существует специальный оператор - qw:

@arr = qw/aaa bbb ccc/;
# аналогично ("aaa", "bbb", "ccc"), только короче


Хэши похожи на массивы, но элементы в хэше не упорядочены. При этом в качестве ключа, по которому производится доступ к элементу, могут использоваться строки.

#!/usr/bin/perl
%hash = ( # при объявлении хэшей и массивов можно
"x" => 12, # использовать перенос строк
y => 53, # если в ключе нет спец-символов, кавычки не нужны
"z" => -10.5, # запятую на конце можно оставлять
);


$hash{"x"}++; # координата по x теперь равна 13
$hash{y}--; # координата по y теперь равна 52


# выводим координаты
print "x = $hash{x}, y = $hash{y}, z = $hash{z}\n";


Имена хэшей начинаются со знака процента, для обращения к элементу используются фигурные скобки (а не квадратные, как в случае с массивами). Если имя ключа заранее известно, можно указывать его без кавычек (строка 10).
Кстати, переменные $test, @test и %test - это совершенно независимые друг от друга переменные разного типа.


Следующий урок



 8  Комментарии к статье  8 8  Обсудить в чате

8  В тему

Perl

 
  
  
    Copyright ©  RIN 2003 - 2004      * Обратная связь