Связь и интернет Архив Программирование
   
Сделать стартовойСделать закладку            
   ПОИСК  
   
Главная / Pascal и Delphi / Иллюстрированный самоучитель по Delphi 6 / Часть II . Язык Object Pascal /
8  Perl
8  PHP
8  JavaScript
8  HTML
8  DHTML
8  XML
8  CSS
8  C / C++
8  Pascal и Delphi
8  Турбо Ассемблер
8  MySQL
8  CASE-технологии
8  Алгоритмы
8  Python
8  Обратная связь
8  Гостевая книга
Новости о мире


Элементы языка - Программирование от RIN.RU
Элементы языка



Идентификаторы


Идентификаторы в Object Pascal - это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, классов, свойств, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную длину.


Идентификатор всегда начинается буквой, за которой могут следовать буквы и цифры. Напомню, что буквой считается также символ подчеркивания, поэтому идентификатор может начинаться этим символом и даже состоять только из одного или нескольких символов подчеркивания. Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.


Примеры правильных идентификаторов:


a MyProgramIsBestProgram external
ALPHA date_27_sep_39 _beta




Примеры неправильных идентификаторов:


1 Program // начинается цифрой
block#l // содержит специальный символ
My Prog // содержит пробел
mod // зарезервированное слово


Константы


В качестве констант в Object Pascal могут использоваться целые, вещественные и шестнадцатеричные числа, логические константы, символы, строки символов, конструкторы множеств и признак непределенного указателя NIL.


Целые числа записываются со знаком или без него по обычным правилам и могут иметь значение в диапазоне от -2 63 до +2 63 -1 1 . Следует учесть, что, если целочисленная константа выходит за указанные границы, компилятор дает сообщение об ошибке. Такие константы должны записываться с десятичной точкой, т. е. определяться как вещественные числа.


Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части.


Экспоненциальная часть начинается символом е или е, за которым могут следовать знаки '+' или '-' и десятичный порядок. Символ е (е) означает десятичный порядок и имеет смысл 'умножить на 10 в степени'. Например,


3.14Е5 - 3,14 умножить на 10 в степени 5;
-17e-2 -минус 17 умножить на 10 в степени минус 2.


Если в записи вещественного числа присутствует десятичная точка, перед точкой и за ней должно быть хотя бы по одной цифре. Если используется символ экспоненциальной части е (в), за ним должна следовать хотя бы одна цифра десятичного порядка.[ Только для версий 4...6. Для версии 1 диапазон от -32536 до +32535. Для версии 2 и 3 от -2147483648 до +4294967294 ]


Шестнадцатеричное число состоит из шестнадцатеричных цифр, которым предшествует знак доллара $ (код символа 36). Диапазон шестнадцатеричных чисел - от $ffffffffffffffff до


$7FFFFFFFFFFFFFFF (для версии 4...6).


Логическая константа - это либо слово false (ложь), либо слово true (истина).


Символьная константа - это любой символ ПК, заключенный в апострофы:


'z' - символ "z";
'Ф' - символ "Ф".


Если необходимо записать собственно символ апострофа, он удваивается:


'''' - символ "'" (апостроф).


Допускается использование записи символа путем указания его внутреннего кода, которому предшествует символ # (код 35), например:


#97 - символ "а";


#90 - символ "Z";


#39 - символ "'";


#13 - символ "CR".


Строковая константа - любая последовательность символов (кроме символа CR - возврат каретки), заключенная в апострофы. Если в строке нужно указать сам символ апострофа, он удваивается, например:


'Это - строка символов';
'That''s string'.


Строка символов может быть пустой, т. е. не иметь никаких символов в обрамляющих ее апострофах. Строку можно составлять из кодов нужных символов с предшествующими каждому коду символами #, например, строка #83#i2i#i09#98#ii#i08 эквивалентна строке ' Symbol '.


Наконец, в строке можно чередовать части, записанные в обрамляющих апострофах, с частями, записанными кодами. Таким способом можно вставлять в строки любые управляющие символы, в том числе и символ cr (код 13), например:


#7'Ошибка !'#13'Нажмите любую клавишу ...'#7 .


Конструктор множества - список элементов множества, обрамленный-квадратными скобками,например:


[ 1,2,4..7,12]
[blue, red]
[ ]
[true]


В Object Pascal разрешается в объявлении констант использовать произвольные выражения, операндами которых могут быть ранее объявленные нетипизированные константы, имена типов и объектов, а также следующие функции от них:


abs lo ptrswap
chr odd round trunc
hi ord sizeof

length pred succ




Например:


const
MaxReal = Maxint div SizeOf(real) ;
NumChars = ord('Z') - ord('a') + 1;
Ln10 = 2.302585092994;
Ln10R = 1 / Ln10;




Выражения


Основными элементами, из которых конструируется исполняемая часть программы, являются константы, переменные и обращения к функциям. Каждый из этих элементов характеризуется своим значением и принадлежит к какому-либо типу данных. С помощью знаков операций и скобок из них можно составлять выражения, которые фактически представляют собой правила получения новых значений.


Частным случаем выражения может быть просто одиночный элемент, т. е. константа, переменная или обращение к функции. Значение такого выражения имеет, естественно, тот же тип, что и сам элемент. В более общем случае выражение состоит из нескольких элементов (операндов) и знаков операций, а тип его значения определяется типом операндов и видом примененных к ним операций.


Примеры выражений:


у
21 (а + b) * с
sin(t)
а > 2
not Flag and (a = b)
NIL
[1, 3..7] * setl


<<<  НазадВперед  >>>
 1  2  3 


 8  Комментарии к статье  8 8  Обсудить в чате

 
  
  
    Copyright ©  RIN 2003 - 2004      * Обратная связь