Под силовой отладкой (brute-force debugging), отладкой "в лоб", понимаются методы отладки, основанные не на возможностях отладчиков, а на трюках, родословная которых, пожалуй, восходит к временам Атанасова и Лебедева, создававших первые ЭВМ по обе стороны океана.
При разработке программ часто нет необходимости в полной отладке, просто хочется убедиться в том, что какая-либо функция работает так, а не иначе (я весьма часто попадаю в подобные ситуации, когда использую малознакомые функции API или плохо или вовсе недокументированные методы объектов, и мне надо провести эксперимент, чтобы выяснить, так ли я представляю работу функции).
В этих случаях проще забыть об отладчике и просто добавить пару строк кода для вывода информации. Для этого есть много путей, и о некоторых из них будет рассказано ниже.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Большинство таких методов - из серии "быстро и грязно", и я бы не рекомендовал заменять ими описанные ранее методы тестирования и отладки.
Вывод отладочной информации в форме.
Один из способов вывода такой информации - ее вывод непосредственно в форме. Обычно проще всего создать компонент TLabel или подобный ему для непосредственного вывода информации. В таком случае выведенная информация не потеряется даже при перерисовке формы.
Посмотрите на описания функций ExtractFileDir и ExtractFilePath в справочной системе Delphi 4. Я не берусь точно судить по документации о различии между этими функциями, но я знаю, что мне делать. Я создаю новое приложение (выбрав пункт меню File/New Application) и помещаю в главную форму элемент TButton и два элемента TLabel (форма будет выглядеть так, как на рис. 2.20).
Дважды щелкните на кнопке TButton и добавьте код к обработчику события OnClick.
procedure TFormI.ButtonlClick(Sender: TObject); begin Labell.Caption:= ExtractFileDir(Application.ExeName); Label2.Caption:= ExtractFilePath(Application.ExeName); end;
(Application. ExeName возвращает полное имя файла приложения). Нажмите клавишу для компиляции и запуска приложения и щелкните на кнопке. Теперь вам должно быть ясно, чем различаются эти две функции.
Недавно у меня возникла проблема с чужой DLL, исходного кода которой я, естественно, не имел. Странным было то, что эта DLL выцелела при загрузке и не освобождала большой фрагмент виртуальной памяти. Я создал маленькое приложение, в котором после каждого щелчка на кнопке сообщалось, сколько виртуальной памяти свободно. Мне хотелось сохранять предыдущие результаты, а потому, я использовал элемент управления TMemo и добавлял в него новые строки с результатами.
Чтобы посмотреть, как это делается, создадим новое приложение и разместим в форме элементы управления TMemo и TButton (и не забудем установить значение свойства TMemo.ScrollBars равным ssVertical).
В обработчик события OnClick добавьте следующий код.
procedure TFormI.ButtonlClick(Sender: TObject); var MemStat: TMemoryStatus; begin VirtualAlloc(nil, 1000000, MEM_RESERVE, PAGE_READWRITE);// 1 MemStat.dwLength:= SizeOf(TMemoryStatus); // 2 GlobalMemoryStatus(MemStat); // 3 Memol.Lines.Add(IntToStr(MemStat.dwAvailVirtual)); // 4 end;
Не беспокойтесь о деталях вызова API-функции VirtualAlloc в строке 1. Здесь ее вызов требует от операционной системы зарезервировать миллион байтов памяти для дальнейшего использования. API-функция GlobalMemoryStatus возвращает информацию об использовании памяти приложением и системой в целом. Информация возвращается в переменной MemStat, представляющей собой запись типа TMemoryStatus. Перед вызовом GlobalMemoryStatus вы передаете системе информацию о размере структуры, как в строке 2, а затем вызываете функцию (строка 3) и выводите информацию в TMemo в строке 4.
Скомпилируйте и запустите программу, щелкните несколько раз на кнопке - и увидите, что виртуальная память уменьшается примерно на один мегабайт при каждом щелчке, как и ожидалось.
Используя этот метод (без вызова VirtualAlloc), я выяснил, что на самом деле DLL затребовала около 60 Мбайт (!) виртуальной памяти при загрузке и не освободила ее. Даже притом, что Windows 95 предоставляет каждому приложению двухгигабайтовое адресное пространство, потерю 60 Мбайт сложно проигнорировать...
ShowMessage
Кроме вывода информации в форму, можно воспользоваться модальным диалоговым окном. Принципиальное отличие этого метода, в первую очередь, состоит в том, что модальное диалоговое окно останавливает выполнение программы, пока вы его не закроете. Таким образом, у вас имеется достаточно времени, чтобы прочесть и осмыслить полученную информацию.
Процедура ShowMessage (из модуля Dialogs) идеально подходит для этой цели Она позволяет вывести строку любой длины в простом модальном диалоговом окне. Вам только следует создать строку для вывода и передать ее процедуре (можно также использовать MessageDIg, но в нем слишком много шашечек и бантиков, которые требуют немалых усилий для достижения того же эффекта).
ShowMessage получает в качестве параметра одну строку, для создания которой я предпочитаю использовать функцию Format, она идеально подходит для этого, будучи одновременно простым и мощным инструментом в умелых руках.
Рассмотрим простой пример. Используем этот метод для вывода информации, получаемой от уже использовавшейся функции GlobalMemoryStatus.
Создадим новое приложение и поместим TButton в основную форму. Обработчик события OnClick будет выглядеть следующим образом.
procedure TFormI.ButtonlClick(Sender: TObject); var MemStat: TMemoryStatus; begin MemStat.dwLength:= SizeOf(TMemoryStatus); GlobalMemoryStatus(MemStat); with MemStat do ShowMessage(Format('Memory load: %d%%'#13 + 'Total physical: %d'#13+'Available physical: %d'#13 + 'Total page file: %d'#13 + 'Available page file: %d'ftl3 + 'Total virtual: %d'#13 + 'Available virtual: %d', [dwMemoryLoad, dwTotalPhys, dwAvailPhys, dwTotalPageFile, dwAvailPageFile, dwTotalVirtual, dwAvailVirtual])); end;
Заметьте, что я внес в строку несколько символов #13 (ASCII-символ возврата каретки). Это позволяет разбить строку при выводе на несколько строк, что существенно облегчает чтение информации.
Судя по результатам Memory load и Available physical, представленным на рисунке, мне стоит всерьез подумать о наращивании памяти своего компьютера.
1 2
8 8 8
| |