Связь и интернет Архив Программирование
   
Сделать стартовойСделать закладку            
   ПОИСК  
   
Главная / Pascal и Delphi / Учебник по Delphi 5 / Тестирование и отладка /
8  Perl
8  PHP
8  JavaScript
8  HTML
8  DHTML
8  XML
8  CSS
8  C / C++
8  Pascal и Delphi
8  Турбо Ассемблер
8  MySQL
8  CASE-технологии
8  Алгоритмы
8  Python
8  Обратная связь
8  Гостевая книга
Новости о мире


Тестирование - Программирование от RIN.RU
Тестирование



Отладочная и коммерческая версии кода


Те, кто участвовали в "полевых испытаниях" (известных как бета-тестрирование) коммерческих программ, наверняка обратили внимание, что такие версии программ более медлительны, гораздо более "разговорчивы" и размером побольше окончательных версий программ. Может быть, разработчик спешил и выпустил "сырой" продукт, который будет улучшать перед выпуском окончательного варианта? Так тоже бывает, но главная причина в другом: в бета-версии содержится тестовый и отладочный коды, используемые разработчиком для проверки корректности работы программы.


Delphi позволяет очень легко внести тестовый и отладочный коды в приложение. Например, вы хотите создать приложение работы с базой данных и использовать быстрый, но, возможно, несколько рискованный алгоритм сортировки данных. Как же убедиться в корректности его работы? Один из путей - использовать в приложении два алгоритма одновременно (быстрый, но рискованный, и медленный, но проверенный), затем сравнить результаты работы обоих алгоритмов. Конечно же, этот вариант используется только в бета-версии, и после всестороннего тестирования, если все работает отлично и без сбоев, в конечной версии продукта останется только быстрый (и после такого тестирования - уже не рискованный) метод сортировки.


Для этого вам вовсе не надо использовать два разных текста программ - воспользуйтесь возможностью условного компилирования. Вы можете определить символ (я обычно использую Debug, но вы свободны в вашем выборе) для переключения между коммерческой и отладочной версиями вашего кода с использованием директив $IFDEF, $IFNDEF, $ELSE и $ENDIF. Вот пример использования "медленного" алгоритма в отладочной версии.



DataSet:= GetData; //Получение данных для сортировки.
{$ifdef Debug}
TestResultSet:= Sort_Tortoise(DataSet); //Медленно и надежно.
{$endif}
ResultSet:= Sort_Hare(DataSet); //Быстро и рискованно.
{$ifdef Debug}
if not CompareData(ResultSet, TestResultSet) then
//Результаты совпали?
Raise Exception.Create('Сортировка в DataSorting некорректна');
{$endif}




Если определен символ Debug, код принимает следующий вид.



DataSet:= GetData; //Получение данных для сортировки.
TestResultSet:= Sort_Tortoise(DataSet); //Медленно и надежно.
ResultSet:= Sort Hare(DataSet); //Быстро и рискованно.
if not CompareData(ResultSet, TestResultSet) then
//Результаты совпали?
Raise Exception.Create('Сортировка в DataSorting некорректна');




Если же символ Debug не определен при создании коммерческого варианта программы, код вырождается в алгоритм быстрой сортировки без дополнительных проверок



DataSet:= GetData; //Получение данных для сортировки.
Re5ultSet:= Sort_Hare(DataSet); //Быстро и рискованно.




Как видите, использование условной компиляции - простои способ создания как отладочной, так и коммерческой версий приложения Вы можете определить символ условной компиляции двумя путями. Первый - глобальное определение символа в опциях проекта. Выберите команду Project/Options и в диалоговом окне Project Options, во вкладке Directories/Conditionals, введите символ в поле Conditional defines. На рисунке ниже показано определение двух символов (Debug и Alpha) Щелкните на кнопке ОК для подтверждения вашего ввода


Совет: Изменив символы условной компиляции, перекомпилируйте проект с помощью команды Project/Build All для того, чтобы учесть внесенные изменения.


Другой метод определения символа условной компиляции - вставить в ваш исходный код директиву.


{$define Debug}


Вероятно, вы не захотите возиться с каждым файлом, входящим в проект, и предпочтете определить символ глобально. Однако возможна ситуация, когда, включив символ условной компиляции глобально, вы захотите отключить его в некоторых модулях. Для этого используйте в файле директиву


{$undef Debug}


Она отключает действие директивы Debug до тех пор, пока не встретится соответствующая директива $DEFINE или конец текущего файла. Конечно, вы можете использовать эти директивы сколь угодно часто и в тех местах, где сочтете нужным.


Помимо директив условной компиляции, есть еще немало других директив, которые могут использоваться в отладочной версии приложения. Я говорю "могут", поскольку эти директивы могут внести определенные различия в код коммерческой и тестовой версий, так что будьте осторожны при их применении.



Использование диалогового окна Project Options для определения символов условной компиляции



Ниже приведено описание этих опций.

  • Optimization. Эта опция управляет оптимизацией компилятора. Рекомендуется оставить эту опцию включенной и выключать ее, если вы полагаете, что оптимизация вносит ошибки в вашу программу. Управлять оптимизацией локально вы можете с помощью директив компилятора $0+ и $0-.

  • Stack Frames. Если эта установка включена, компилятор всегда включает в функцию код для генерации кадра стека, даже если код не использует стек. Как и в случае оптимизации, вам вряд ли стоит изменять эту установку. Локальные директивы компилятора- $W-t и $W-.

  • Range Checking. Проверка диапазона перехватывает ошибки, вызванные выходом за пределы массива или строки. Однако дополнительный код сдерживает выполнение программы и, по всей видимости, вы отключите эту опцию в коммерческой версии. Директивы компилятора для включения и отключения проверки- $R+ и $R-.

  • Assertions (С). Эта опция более полно описана в следующем разделе. Использование данного типа проверок позволяет быстро и просто добавить проверки в код Естественно, в коммерческой версии вы захотите отключить эту возможность. Директивы компилятора- $С+ и $С-.

  • Overflow checking (Q). Проверка на переполнение позволяет выяснить, не является ли результат выполнения целочисленной операции слишком большим для размещения его в переменной. Подобно опции Range Checking, данная опция полезна только при отладке, и в коммерческой версии, как правило, отключается. Директивы компилятора- $Q+ и $Q-.




Отладочная версия вашего кода, вероятно, будет больше по размеру и медленнее коммерческой версии. Поэтому не передайте случайно конечному пользователю отладочную версию!


Использование директивы Assert


Оператор Assert- новый оператор в Delphi 4. В действительности это просто тест на логическую истину/ложь. При использовании этого оператора вы убеждаетесь, что логическое выражение истинно, если при выполнении выражение становится ложным, генерируется исключительная ситуация. Синтаксис использования оператора таков:


Assert (<логическое выражение)


Вы можете использовать проверку, например, в начале процедуры для выяснения корректности параметров, как показано ниже.


procedure Foo(Count: Cardinal);
begin
Assert(Count < SizeOf(Word));
end;




Если выражение окажется ложным, появится сообщение об ошибке. Конечно же, у вас уже вертится на языке вопрос, чем же это отличается от конструкции if... else. Дело в том, что управлять генерацией кода для оператора Assert очень легко и просто с помощью директивы компилятора. Для применения описанных возможностей используйте директиву $ASSERTIONS ON или $С +, а для отключения действия Assert- $ASSERTIONS OFF или $С - (при этом компилятор игнорирует операторы Assert и код для них не генерируется).


Поскольку вы явно захотите включить эту возможность в отладочную версию и исключить ее из коммерческой, используйте код, подобный приведенному ниже.


{$ifdef Debug}
($ASSERTIONS ON)
{$else}
($ASSERTIONS OFF)
{$endif}




Какого типа выражения могут использоваться в операторе Assert? Любого (конечно, если оно возвращает логическое значение). Однако тут есть свои маленькие подводные камушки, о которые легко поцарапаться. Представьте себе, что у вас есть некоторая функция, например выясняющая, сколько раз она была вызвана.


function CountMe: Integer;
const ReferenceCount: Integer = 0;
begin
Inc(ReferenceCount);
Result:= ReferenceCount;
end;




Предположим, что вы вызываете ее в операторе Assert. Таким образом, в коммерческой версии, которая игнорирует все операторы Assert, количество вызовов функции будет не таким, как в отладочной версии. Так что будьте внимательны и осторожны.


Модульное тестирование


Тема модульного тестирования обширна и многообразна, и писать о ней можно много, но я ограничусь буквально несколькими словами. Кстати, когда речь идет о модульном тестировании, слово модуль не имеет отношения к концепции модулей Delphi и подразумевает функцию, подсистему или другой хорошо определенный программный модуль.


Коротко говоря, идея модульного тестирования состоит в разбивке приложения на функциональные единицы и тестировании каждой из них по отдельности. Это часто означает написание одного или нескольких небольших приложений-оболочек, цель создания которых - отработать один из модулей вашего приложения. Ваша задача - выявить все возможные ошибки, так как сообщения о внутренних ошибках программы, допустимые в тестовых версиях, недопустимы в коммерческих.


Ну, и наконец, философское замечание о следствии из закона Мэрфи для программирования "В любой работающей программе есть хотя бы одна ошибка, при исправлении которой вносится, по крайней мере, еще две ошибки". Даже в наилучших коммерческих программах содержатся ошибки, а потому вопрос о нахождении и исправлении всех ошибок не может даже быть поставлен. Но следует сделать все возможное, чтобы обнаружить и ликвидировать как можно больше ошибок. Следующий раздел этой главы посвящен описанию инструментов Delphi для локализации и исправления ошибок.

<<<  Назад
 1  2 


 8  Комментарии к статье  8 8  Обсудить в чате

 
  
  
    Copyright ©  RIN 2003 - 2004      * Обратная связь